Главная » 2014 » Апрель » 4 » Как воспитывать 13 летнего ребенка. Вопросы детскому психологу: как сделать послушным 8-летнего ребенка?
13:51

Как воспитывать 13 летнего ребенка. Вопросы детскому психологу: как сделать послушным 8-летнего ребенка?





как воспитывать 13 летнего ребенка
altВалерия

Здравствуйте, Ксения! Моему старшему сыну 8 лет. Он учится во 2 классе. Способный, очень активный мальчик, любознательный, громкоголосый. Очень боюсь потерять сына! Я нахожусь в декретном отпуске по уходу за дочерью (ей сейчас 2.5 года).Как 2 месяца дочка ходит в садик. Я не вышла на работу по причине отсутствия самостоятельности сына. Он учится во 2 смену. До обеда мы делаем уроки. Очень медленно и долго. Или делаем все быстро и не аккуратно. Если заставляю переписать еще раз у нас слезы ручьем, сопли, причитания. Я начинаю злиться-ругаю его, если до него не доходит, как мне кажется, элементарное могу и обозвать дураком. Потом сама себя ругаю-знаю, что нельзя оскорблять ребенка. Его постоянно нужно просить что-то сделать по дому, в детской комнате постоянно разбросаны его вещи "где снял, там и лежит", никогда сам не уберет, пока не скажешь раз 20.Бывает совсем меня не слышит, особенно, когда сидит перед телевизором. Подойдешь, выключишь, начнешь ему говорить, что нужно, допустим, пропылесосить(хотя это его обязанность), он начинает психовать, дергаться, говорит, что мы ему не даем никогда смотреть мультики. В 1 классе он ходил на карате. Во 2-ом он отказался, по причине, что большие мальчишки используют их как груши( в группе занимаются разновозрастные дети).Я с этим согласилась. Ходил в кружок туризма(ему это очень нравится), перестали, потому, что не успеваем делать уроки, «вечером после школы он устал» (я это тоже понимаю), а до обеда мы спешим, делаем впритык к выходу в школу. Наверное, нужно было скорректировать его распорядок дня. Я понимаю, что много от него хочу: и помощи по дому, и чтоб хорошо учился, и был самостоятельным. Я боюсь, что выйду на работу, он так и просидит возле телевизора целый день. А об остальном просто забудет. Я постоянно на него срываюсь. Хотя и стараюсь все ему сказать спокойным голосом. Он мне говорит, что мы во всем виним его, обзываем, ругаем. В школьном дневнике все красным-красно - то он громко кричит в столовой, то ударил девочку, то срывает открытый урок, то читает художественную книгу. Постоянно хожу в школу. Ну не убивать же ребенка! Я с ним дома начинаю об этом разговаривать- он может и заплакать, и покричать. Не знаю, что делать. У нас полноценная семья: и мама, и папа есть. И бабушки (причем преподаватели в вузе), и дедушки есть(военные и моряки). Есть с кого брать хороший пример, но нет же, все только наоборот. Может мы задавливаем его своими нравоучениями и примерами? Как быть? Как найти с ним общий язык и взаимопонимание? Понимаю, что чем старше он становится, тем мне сложнее с ним идти на контакт. Очень хочется быть ему другом! Может нам вместе с ним сходить на прием к психологу! Что вы посоветуйте? Заранее спасибо за ваш ответ.

Ксения Швецова

Здравствуйте, Валерия! Вы сами понимаете, режим дня ребенку надо организовать.

Как распределить время?

Ежедневно дети возвращают­ся домой, нагруженные всем тем, что надо выучить, вы­полнить, написать... Первый, что нужно предусмотреть в их расписании — время на «переход», чтобы дать ему окон­чательно покинуть школьный мир и перейти в мир домашний. Детям младше 13 лет для этого необ­ходимо от 45 минут до 2 ча­сов (на обед и игры, в том числе и подвижные). Пока отложите разговоры о школе: ребенку вряд ли удастся переключиться, если прямо с порога ему при­дется отвечать на расспросы о контрольной по математике.

Золотое правило: превратить выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал, проис­ходящий в определенный час, в одном и том же месте. Такие рамки помогают упорядочить процесс обучения. Лучшее время для выполнения до­машних заданий - с 15 до 17-18 часов. Что делать, если уже поздно, а ребенок еще чего-то не сделал? Сегодня - ниче­го: вы этого просто не успели. Можно попробовать вернуть­ся к недоделанному с утра, встав пораньше или повторив задание по дороге в школу. Как долго следует заниматься?

Вот длительность занятий может быть разной, поскольку у каждо­го ребенка свой ритм; раз­ным бывает и объем заданий. Школьникам трудно сде­лать все в один присест. В 8-12 лет идеальное время для работы - полчаса без пере­рыва. Сверх этого времени де­тям трудно концентрировать­ся. Поэтому обязательно запланируйте в расписании необходимые пе­рерывы на 5-10 минут, за кото­рые ребенок может расслабить­ся, изменить позу, снять на­пряжение зрения. Можно вы­пить стакан сока, съесть ябло­ко или дольку шоколада.

Нужен ли контроль взрослых?

Да, потому что без присутствия одного из них детям еще трудно организовать свою работу. Им требуется несколько лет, чтобы научиться самостоятельно работать и управлять своим расписанием. Оставаясь с заданиями один на один, ребенок рискует «застрять» на одном упражнении, полчаса перечитывать условие задачи, не двигаясь дальше. Кроме того, детям необходимо одобрение сделанного. Присутствие взрослого (не обязательно папы или мамы, важно, чтобы это был человек, которому ребенок доверяет) успокаивает их и подпитывает веру в собственные силы. Если у вас нет возможности быть рядом каждый день, договоритесь о правилах выполнения домашних заданий. Например, ребенок самостоятельно делает чтение и простые упражнения, а вы, вернувшись с работы, проверите сделанное и будете рядом, пока он доделает остальное.

Не заставляйте ребенка переписывать все, если в работе обнаружились какие-то не принципиальные ошибки. Просто научите его аккуратно их исправлять в уже выполненном задании. В некоторых семьях принято делать всю работу на черновике: родители проверяют ее вечером и ближе к ночи полусонный ребенок переписывает задания набело. И, конечно же, делает новые ошибки. На черновике можно потренироваться в написании отдельных букв и слов, посчитать в столбик или решить задачу. Но не нужно, например, выполнять начерно все упражнение по русскому языку, чтобы потом переписывать его в тетрадь.

Будьте рядом! Но — правильно!

Научите ребёнка ставить правильные вопросы, чтобы самому продвигаться в рассуждениях.

Когда родители рядом, ребен­ку может показаться, что они полностью в его распоряже­нии. Ему необходимо знать, что взрослые присутствуют не для того, чтобы за него делать уроки. Вы можете вме­сте посмотреть, что задано, спланировать работу, помочь ее начать и... заняться свои­ми делами, уточнив, что будете рядом, если ему понадо­бится помощь. Позже вы смо­жете вместе проверить выпол­ненное задание. Не стоит си­деть с ребенком и следить за каждым движением его руки. Не стоит контролировать каждое его действие, тем самым вы лишаете его шанса стать чуточку самостоятельнее и ответственнее. Сегодня чрезвычайно много 11-12-летних детей не приучены самостоятельно делать домашние за­дания. Они попросту не умеют этого делать и, более того, боятся этой ответственности. Еще одно правило: не решайте за него, а учите ставить правильные вопросы, чтобы продвигаться в своих рассуж­дениях и решать задачи са­мому. Например: «Что нужно сделать, чтобы разделить это число на два?», «Ты хочешь просклонять это существительное, а ты знаешь, к какому склонению оно относится?» В результате ре­бенок почувствует радость и подъем от того, что смог выполнить задание сам. Одно­временно он научится находить собственный метод работы, быть самостоятельным.

Как найти общий язык с учителем?

Некоторые родители счита­ют домашние задания слиш­ком тяжелыми или даже бес­полезными. Другие требуют от учителя дополнительных упражнений. И в том, и в дру­гом случае, настаивая на сво­ем, они... мешают развитию ребенка! Первый подход от­рицает его способности и сни­жает желание прилагать уси­лия; второй излишне давит и может привести к тому, что ребенок вообще откажется вы­полнять домашние задания. Обе позиции возникают, когда у родителей не складывают­ся нормальные, доверитель­ные отношения с учителем и школой вообще.

Следующее правило: сотруд­ничайте с учителями. Обсуждайте любые вопросы, возникшие у вас по мере выполнения ребенком домашнего задания. Помните, образовательные методики меняются, причем быстро и часто. Ваш ребенок наверняка учится по совершенно иным программам, нежели учились вы сами. Только знающий эти методики педагог сумеет посоветовать вам, как организовать и выстроить максимально эффективные и комфортные занятия дома.

Прежде, чем советовать ребенку обязательно задавать вопросы учителю, убедитесь, что он сумеет это сделать. Дети не всегда способны сформулировать, что вызывает у них затруднение в усвоении материала. Задача родителей научить их этому.

Во избежание появления замечаний в дневнике, постарайтесь:

- попробовать совместно с учителями заниматься воспитанием ребёнка;

- создать поле доверия между учителем, ребенком и Вами;

- регулярно обмениваться информацией о ребёнке с педагогами;

- создать комфортные условия дома и обучить ребёнка работать самостоятельно.

Дополнительные вопросы

Иногда после завершения обязательной работы может оказаться полезным предло­жить ребенку один - два до­полнительных вопроса, чтобы убедиться, что он действи­тельно хорошо усвоил тему. Чтобы эти вопросы не воспринимались как наказание, объясните ему: «Тебе было не­просто справиться с этой зада­чей; попробуй для проверки решить еще одну, чтобы в шко­ле чувствовать себя совсем уверенно и свободно». Еще эффективнее предложить сы­ну практическое и одновременно игровое при­менение полученных знаний. Но не стоит впадать и в другую крайность, превращая в уроки все интересное. Требовать от ребенка слишком многого - верный способ внушить ему отвращение к учебе.

Кризис? Бывает у всех.

Если вы вдвоем сидите над тетрадью уже битый час, а ре­бенку все никак не удается не только усвоить, но и просто по­вторить простейшее правило или короткое стихотворение; если вы раздражаетесь, не мо­жете сдержаться, выходите из себя и повышаете голос - зна­чит, в вашей совместной ра­боте над домашними задани­ями наступил кризис. В такой ситуации не стоит настаивать на своем - не кричите и не требуйте повторить все сно­ва и снова. Просто закройте учебник или тетрадь и займи­тесь чем-нибудь другим - вы сможете вернуться к заданиям чуть позже или следующим ут­ром. Постоянное раздражение или негодование родителей на тему выполнения домашнего задания грозят превратиться в потенциальный источник конфликта и чувства вины. Дети при таком развитии событий могут вообще потерять желание работать, потому что будут бояться вновь нас разо­чаровать. Если, помогая ребенку с уроками, родители постоянно чувствуют нетер­пение и выходят из себя, сто­ит перепоручить эту ежеднев­ную обязанность другому взрослому, например студен­ту-репетитору или кому-то из родственников - им будет проще держать дистанцию, необходимую для рабочих от­ношений.

Когда он научится учится?

Рано или поздно в жизни ка­ждого родителя должен на­ступить долгожданный мо­мент, когда его ребенок нач­нет самостоятельно делать большую часть домашних заданий. Это означает, что он уже научился учиться, са­мостоятельно планировать работу и свое время. Но этот момент приходит у каждого в свой срок. Каким образом его определить? Единствен­ный способ - быть внима­тельными к индивидуальному ритму ребенка и ни в коем случае не сравнивать его с од­ноклассниками. Вы можете вспомнить, как он учился хо­дить: сначала вы помогали ему найти равновесие, под­держивая за обе руки, потом ему стало хватать одного ва­шего пальца, а вскоре он ре­шился отпустить и его. Так и с домашними заданиями: са­мостоятельность приобрета­ется постепенно. Сначала начните проверять домашние задания через день, за­тем - раз в три-четыре дня. Родительское присутствие и доброжелательный взгляд на законченную работу - пусть проверка и обсуждение заданий происходят хотя бы раз в неделю - еще будут оста­ваться необходимыми примерно до возраста 13 лет. К этому времени определенный этап можно считать завершен­ным: либо ваш ребенок осоз­нал цели обучения и стал самостоятельным, и тогда вы можете дать ему полную сво­боду, либо он бунтует против домашних заданий... и вам будет необходимо искать но­вые способы совместных за­нятий - в группе, вместе с кем-нибудь из его друзей, со стар­шим братом или же другими родственниками... Во всяком случае, лет через пять-шесть совместной работы над до­машними заданиями можно надеяться увидеть свет в конце туннеля... не забывая, впро­чем, о своей роли родителя, всегда внимательного к успе­хам своего ребенка.

Если же вам приходиться все время напоминать ребенку об его обязанностях , то можно сказать, что привычка что-то делать для себя и для своей семьи еще не сформирована. Поэтому Вам обязательно надо посвятить какое-то время на формирование таких привычек. Но делать это надо постепенно. При помощи маленьких шажков и системы мотивации.

altМаленькие шажки

Они действительно маленькие. Объясните ребенку закон «немытой чашки». Одна немытая чашка порождает гору немытой посуды. Одна брошенная вещь потребует больших затрат драгоценного времени на последующий разбор «завала», что малоприятно. Составьте список «завальных» дел и найдите в них маленькие шажки.
Например, не вешает одежду после школы в шкаф. Разбейте этот процесс на этапы : взять вешалку из шкафа, повесить брюки, повесить рубашку, сложить свитер и убрать в шкаф.

Что нужно для того, чтобы это сделать? Просто взять вешалку.

- Можешь это сделать прямо сейчас?

- Могу.

Берет и делает.

А если не делает? Возьмите пакет и соберите все в кучу, и предупредите, что после того, как вещи полежат в таком виде в пакете, ему придется еще и гладить. На отработку избавления от одного «завала» выделяйте от недели до месяца. Закрепив результат, переходите к следующему.
Для закрепления привычки хорошо использовать так называемые «якоря», психологические зацепки в сознании. Чтобы привести себя в продуктивное состояние и настроиться именно на этот вид работы. Например, если ваш ребенок любит какую-то музыку , то можно связать это прослушивание с разборкой книг на его столе. После нескольких таких наслоений, желание устраивать «разборку» будет автоматически возникать при включении любимой музыки. Или наоборот, необходимость разбирать книги можно облегчить с помощью выбранного «якоря», чтобы побороть лень и сделать то, что положено.

Можно даже использовать незначительную прибавку к карманным расходам за недельное выполнение своих обязанностей без пропусков. Это как премия. Она не должна быть существенной, но должна быть довольно приятной. Например, Рокфеллер платил своим детям за день воздержания от конфет. А вы можете приплачивать на начальном этапе формирования привычки, например, за то, что ребенок в течение недели каждый день чистил свои ботинки.

Домашние задания ребенка — кошмар для родителей. Почему?

Чаще уроками занимается мама. Она чувствует, что выполняет свой долг, когда у нее получается заставить ребенка работать, если же этого не выходит, ей кажется, что она плохая мать. И его оценки она вос­принимает как оценку своей родительской успешно­сти, особенно если мама не работает. Позиция отца более отстраненная, но и его самоуважение зависит от школьных успехов сына или дочери. Школьные го­ды детей возвращают нас и к собственным школьным воспоминаниям. Если мама была отличницей, ей труд­но понять, почему так мучается ребенок. Если же она училась плохо, то вновь переживает свой нега­тивный опыт. В обоих случаях она чувствует тревогу. На ребенка ложится груз двойной ответственности - за себя и за эмоции взрослых. Что он чувствует в этот момент? Увы.

Ему кажется, что он не нравится своим родителям, что они не верят в него - и теряет самоуважение. А когда домашние задания превращаются в мучение, ребенок нередко перестает находить смысл и в школьной работе.

Как выйти из этой ситуации?

Объясните ребенку, что вы его не обвиняете. Скажите прямо: «Я нервничаю, потому что наши занятия вызывают у меня плохие воспоминания». Расскажите о своих школьных проблемах и о том, как вы их преодолели; детям необходимо знать, как с этим можно справиться. Это важный момент и для того, чтобы подумать о месте каждого в семье, об отношениях между родителями и детьми. Особенно важна роль отца. Его слова должны приносить умиротворение. Он должен быть тем, кто пресе­кает конфликт, дает и матери, и ребенку ощущение уверенности в том, что они справятся с этими временными трудностями.

Советы родителям

Не делайте слишком большие ставки на школьные успехи ребенка! Завышенные ожидания приводят лишь к гигантским разочарованиям. Тот, кого переоценивают, тяжело переживает испытание реальностью. И не шантажируйте детей будущим. Нет смысла говорить 8-летнему ребенку о поступлении в университет или пугать безработицей. Для него это слишком далекая перспектива. Ваша цель - помочь ребенку стать самостоятельным. Это достигается через удовольствие. Ребенок, ра­ботающий с удовольствием, видит смысл в том, что делает. Лучшая помощь - это искренний интерес к тому новому, что он узнал, а не к его оценкам. Не забывайте напоминать детям, что ваши чувства не зависят от времени, затрачиваемого на приготовление домашних заданий, или от оценок, которые он приносит из школы.



Источник: vladmama.ru
Просмотров: 8999 | Добавил: dandis | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0